воскресенье, 16 октября 2016 г.

Куколки - игольницы или half-dools

   В эту субботу я опять попала на блошку! В этот раз она была под крышей в ДК ЗИЛ. Гораздо приятнее и удобнее - все на столах, не холодно и народу было немного, т.к. в этом помещении она проводилась первый раз и информации было мало. Но нам-то это было на руку)). И опять очень много "советов" в разных проявлениях - фарфор, бижу, всякая другая утварь. Но это не мой "временной период" и я проходила мимо, практически не рассматривая ничего. 
   Я поехала с конкретной целью. Но вероятность нахождения ее (цели) на этом блошином рынке была так ничтожно мала, что приближалась к нулю. Но... На третьем от входа столе она ждала меня! Сказать, что я была удивлена - ничего не сказать! Я застыла рядом со столом. Взяла в руки, повертела, спросила о цене, поставила на место и ... пошла дальше! Решила не пороть горячку и пока посмотреть еще что-нибудь)). Больше ничего интересного я уже не нашла и вернулась. Купила. И только после этого я уже ходила и с большим интересом разглядывала все остальное)). 
   Вот она уже дома. Пока в "первозданном виде")




   Знакомство))




   А это уже после бани и стирки))



   Поближе лицо



   И вот так



   И туфельки!



   У того же мужика купила еще ножнички - сказал артельные, т.е. ранние "советы". Клеймо есть, но плохо читаемое.



   По истории этих куколок очень мало информации. Версии о начале производства весьма разные. По одним источникам - это "чайные куклы" - наши" бабы на чайник")), которые были известны еще в древнем Риме и  древнем Египте, в странах Азии и Африки. По другим источникам - с середины 19 века "будуарные" куклы, производились на фарфоровых фабриках Германии. Но к концу 19 века и первой четверти 20 пользовались огромной популярностью. И предназначались они для очень разных предметов - ими украшали щетки, крышки от шкатулок, пудреницы, делали лампы, кисточки для ключей и штор, ну и, конечно, игольницы.
   Half-dools - это половинки куколок, сделанные в большинстве своем из фарфора. Но встречаются и восковые, вырезанные из дерева и папье-маше. В основании у них чаще всего есть дырочки, за которые они и пришиваются к юбке.



   Бывают трех размеров - самые большие около 15 см, а маленькие - 5 см. У меня средняя - 7 см в высоту.



   Куколки продавались как уже готовые, так и в виде полуфабриката, который можно было использовать по своему вкусу. Выпускались журналы и книги с выкройками и вариантами использования. Это был настоящий бум в Европе где-то до 30-х годов. Даже знаменитые фарфоровые фабрики выпускали таких куколок. Качество немецкого фарфора и мастерство художников делало эти куколки настоящими произведениями искусства. Делались даже портретные куколки.





 Источник фотографий

   Сейчас можно встретить много реплик, подделок, но попадаются и оригинальные немецкие. Клейма на них есть не всегда, можно увидеть клеймо на спине, выдавленные цифры с внутренней стороны, какие-то значки и символы, но это далеко не на всех. Немцы и на посуде-то не всегда заботились ставить клеймо, а вот теперь коллекционерам приходиться мучиться с атрибуцией предметов)). Моя точно немецкая до 20-х годов и состояние у нее абсолютно новое - в нее не вкалывались иголки. Подушка и нижняя юбка сшиты из натурального шелка и на нем остались бы проколы, но их нет. Вероятно, куколка стояла как украшение.
   Уже утром муж сказал, что видел что-то похожее в детстве у сестры своего дедушки)).
   Вообще, у меня огромное количество фотографий, надерганных из разных источников в интернете, куколки все очень разные. И теперь я хочу купить саму куколку, а юбку ей сшить самостоятельно из винтажных и антикварных тканей и кружев.

9 комментариев:

  1. Таня, это ты прям специально за куколкой ездила???
    Куколка чудесная, прям нашу Свету напоминает;) И только на фото с кисой можно увидеть, какая она на самом деле малюсенькая)

    ОтветитьУдалить
  2. Даша, я даже своим сказала, что я еду за девочкой)) Я видела только один раз на другой блошке похожую, но в гораздо худшем состоянии. А тут просто фантастика! Дядька, который ее продавал, даже не совсем понимал, что это, и цена на нее была гораздо меньше, чем я ожидала и чем они продаются в других местах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ха-ха))) За девочкой))) Ох... надо тебе полку под них от тканей освободить)

      Удалить
    2. сначала надо шкаф купить для тканей с полками))

      Удалить
  3. Ой, какая красавица!! Это "пупсики" для услады 19-го века) Помните у нас тоже были такие забавы - одевать куколок, самим для них шить одежду... у меня были немецкие пупсики. Из командировок привезенные дядей.
    Теперь мне надо спинку прямее держать, волосы подбирать - чтобы уж точно соответствовать Дашиному образу ))))
    Спасибо, Танюша!! Поздравляю!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да уж постарайся)) планка-то, Дашей поставленная, неслабая)) а нарядов мы тебе нашьем))

      Удалить
    2. Какие новости приятные в понедельник!! Девочки, я знала, что на вас можно рассчитывать - спасибо, родные )))

      Удалить
    3. Но все же начать надо со шкафа для тканей, Таня! Или с дома лучше! Мы будем к тебе приезжать и любоваться с Дашей, твоей коллекцией... на даче.. ;)

      Удалить
    4. буду просить у Деда Мороза шкаф на Новый год)) а то, действительно, антиквариат ставить некуда))

      Удалить